- Подарок
- (gift), предмет, передаваемый одним человеком (или группой людей) др. человеку (или группе) без непосредственного прямого возмещения. Важность П. как осн. ср-ва создания и поддержания социальных связей признана социологами (социология) и антропологами (антропология). П. могут способствовать установлению опред. обязательств между людьми и группами, принимающих разл. формы, однако обычно сохраняется принцип взаимности: человек, преподносящий П., рассчитывает на ответный жест через нек-рое время. Акт дарения иногда считается более важным, чем сам П., т.е. П. обладают символической ценностью — напр., обмен рождественскими открытками в странах Зап. Европы вызывает сильные ответные чувства благодарности, не сравнимые с реальной стоимостью самих открыток. П. имеют огромное значение в таких ритуалах, как брак, или в религ. обрядах (напр., преподнесение П. членам религ. сект или приношение даров божествам). П. могут быть приурочены к календарным праздникам или быть неотъемлемой частью обрядов перехода, когда происходит изменение социального статуса; они служат ср-вом поддержания социальных связей на расстоянии, как в традиц. системе кула на о-вах Тробриан, описанной Малиновским. П. могут также служить мерилом обществ, положения и престижа (напр., потлач у сев.-зап. индейцев или ритуальное празднество при забое свиней у горцев Новой Гвинеи). На значение П. как осн. ср-ва создания и поддержания социальных связей впервые указал франц. социолог Марсель Мосс в работе Эссе о дарении (1925). Осн. мысль Мосса о взаимности в дарении развил Леви-Строс, исследуя формы брачного союза, основанные на системе родства, при к-рой группы мужчин обмениваются женщинами как подарками.
Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.